Елена Первушина
Популярные танцы во времена Джейн Остин
По словам Джейн Остин: «to be found of dancing was a certain step towards falling in love», — «страсть к танцам есть прямой путь к влюбленности».
Действительно, танцы были любимым занятием молодежи — будь то великосветский бал с королевском дворце Сент-Джеймс или вечеринка в кругу друзей где-нибудь в провинции. Человеку, не умеющему танцевать, вход на светские мероприятия был заказан. «Танцы сами по себе — занятие пустяшное и глупое, но это — одна из тех упрочившихся глупостей, в которой людям умным приходится иногда принимать участие, а коль скоро это так, то они должны делать все, что при этом положено, умело» — писал лорд Честерфилд сыну. Друг мистера Бингли мистер Дарси, который, хоть и умел, но не слишком любил танцевать, тут же заслужил от дам упрек за свое «disagreeable continence», то есть, «неприветливое поведение». «Его сочли слишком гордым, — пишет Джейн Остин, — заметив, что он не снисходит до того, чтобы быть любезным с людьми, среди которых находится, и даже огромное поместье мистера Дарси в Дербишире не могло сгладить неприятного впечатления от его холодной и высокомерной манеры поведения».
Какие же танцы были в моде в то время?
В танцевальных залах, как и в парламенте, и на полях сражений, англичане проявляли себя истинными патриотами. С 17 по 20 век в Англии были очень популярны так называемые «народные танцы» или контрдансы. Разумеется, эти танцы прошли специальную обработку, «приспособившую» их к запросам светского общества. Еще в 1651 г. в издательстве Джона Плейфорда вышла книга «The English dancing master», содержавшая описание 105 контрдансов; в 1653 г. она вновь переиздается под названием «The dancing master» и содержит уже 112 танцев, а всего с 1651 по 1750 гг. этот каталог танцев выдержал 18 изданий, – последний сборник вышел в 1850 г.
Контрдансы сразу же понравились, в них не было сложных шагов и фигур, характерных для XVI века, поэтому танцевать их могли почти все желающие: в зале можно было устроить несколько квадратов, кругов, колонн, по 4-8 человек, и все общество могло веселиться.
В контрдансах было очень мало помпезности и много веселости, живости, игривости, того, что англичане называют playfulness. Об этом красноречиво говорят сами названия танцев: «Джени собирает груши», «Приятная компания». «Все в лесу зеленое», «Однажды летним днем», «Возвращение весны» и т.д.
И хотя известный английский щеголь Джордж Брайан Браммел с презрением писал о тех, кто склонен «предаваться неуклюжему веселью деревенского танца», большинство англичан обожали контрдансы. В письме сестре Кассандре от 5 сентября 1795 года Джейн Остин пишет: «Мы обедали в Гуднестоне, а вечером танцевали деревенские танцы и буланже».
С не меньшим удовольствием танцевали под ирландские и шотландские мелодии, например, рил — веселый шотландский танец.
Позже среди контрдансов выделилась кадриль. В английском варианте кадриль была довольно спокойным танцем, который считали изображением светской жизни. В кадрили, так же как в светских гостиных, люди встречались, перебрасывались парой слов, щеголяли изяществом и остроумием, расходились, меняли партнера. «Кадриль представляет собой вид турнира, где с одинаковым равнодушием атакуют и парируют удары, где небрежно высказывают расположение и так же небрежно его ищут», — писал Ф. Лист.
Другим популярным танцем был котильон. Это был танец-импровизация — первая пара придумывала фигуры, часто заимствуя их из других танцев, последующие пары их повторяли.
В письмах и романах Джейн Остин упоминается также упрощенный вариант котильона — буланже. Танцуя буланже, дамы все время меняли партнеров, так что каждая из них успевала хоть немного потанцевать с каждым из участвующих в развлечении джентльменов.
Но наиболее действенным средством вскружить голову даме или кавалеру был, разумеется, вальс.
Еще в 16 веке во Франции появился крестьянский танец в ритме «три четверти» – танец исполнялся под народную музыку, называемую «Volta» — это слово на итальянском языке означает «поворот». Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение. В течение 16-го столетия вольта становится популярной в бальных залах Западной Европы. При этом во время танца партнеры не просто быстро кружились — партнер, сжимая партнершу в объятиях, поднимал ее над полом и переносил по воздуху. Из-за этого в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Людовиком XIII (1610-1613гг). В 1695 году в очередном издании «The dancing master» был описан подобный вольте танец на три счета под названием «Hole in the Wall» («Дыра в стене»). В 1754 танец на три счета появился в Германии, где он назывался «Waltzen», то есть, снова «вращение». В 1812 танец появляется в Англии под названием «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, а следом и большой скандал. В 1833г. в книге «Правила хорошего поведения» Мисс Селбарт писала: – «Этот танец – только для девиц легкого поведения!» Но не только чопорные английские леди восстали против нового безнравственного танца. Лорд Байрон, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: – «Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило». Однако танец был слишком соблазнительным, чтобы от него отказались по соображениям морали. Молодежь вальсировала с большим воодушевлением. Наибольшей популярности вальс достиг в 1816 году, когда его танцевали на балу принца-регента.
февраль, 2009 г.
Copyright © 2009 Еленa Первушинa
|